«Желающий ищет возможности, а нежелающий — причины»
Авицена
Термин «карма» в последние годы стал очень популярным, и многие известные философы и целители достаточно свободно пользуются этим понятием, не имея должного образования. Слово карма происходит от санскритского корня «крия» — творить, и означает буквально деятельность. Но поскольку любая деятельность приносит те или иные последствия, то термин «карма» также означает реакции или последствия деятельности. Иначе говоря: «Карма — это причинно-следственная связь».
Энергия для деятельности исходит из души — носителя сознания, и поэтому по своей природе изначальная деятельность всегда духовна. Цель любой деятельности — творческий обмен. На земном плане — этот обмен будет осуществляться между материальными носителями, а на духовном плане с Высшей Душой — Богом.
Несмотря на то, что закон кармы очень тонок, его все-таки можно наблюдать в физическом мире — это причинно-следственная связь, лежащая в основе тонкой ткани жизни. Закон кармы на физическом уровне проявляется как третий закон Ньютона (сила действия равна силе противодействия), как закон сохранения энергии. Энергия никуда не девается, но просто приобретает другие формы.
На моральном уровне закон кармы проявляется через такие формулы, как «Что посеешь, то и пожнешь», «Нажитое нечестно впрок не идет», «Не рой другому яму, сам в нее и попадешь», «Не пей, Иванушка, козленочком станешь», «Сколько веревочке не виться, конец все равно будет» и т.д. В этих афоризмах народной мудрости заложено понимание тонкой причинно-следственной связи в процессе использования энергии жизни. Эти формулы можно читать как с начала, так и с конца. Если мы пожинаем горькие плоды, значит, именно их мы и посеяли, т.к. вырасти может только то, что посажено. С пониманием этого момента проблем нет, так как механизм очевиден, но как разобраться с тем, что «нажитое нечестно впрок не идет»? Ведь сам нечестный человек тщательно скрывает свои аферы и сам себя наказывать не будет. Инертная материальная природа тоже сознательно проучить никого не может. Тогда кто же наказывает нас? Если моральные нормы и представления о честности — это субъективные категории, как утверждают атеисты, почему наказание приходит объективно? Если тайное рано или поздно становится явным, должен быть кто-то, кто проявляет это.
Закон кармы невозможно объяснить, игнорируя Бога, потому что именно Он является источником и души, и материи. Все в этом мире принадлежит только Богу. Человек хотел бы избежать наказания за проступки, но кара неизбежно приходит. Бог хочет, чтобы человек на собственном опыте почувствовал закон ответственности, и потому Он проявляет себя как муки совести в сердце преступника. Если человек слишком черств, чтобы чувствовать угрызения совести, то, по меньшей мере, он испытывает определенные беспокойства по этому поводу.
Каждый интуитивно понимает, что все проблемы жизни являются следствием каких-то неправильных действий в прошлом. Восклицая: «За что мне это?!», мы неосознанно признаем, что есть какая-то причина. Но человек в силу своего эго склонен думать, что это из-за соседей или из-за тёщи, или это правительство во всем виновато. Мало кто делает выводы относительно своих действий, в нашем обществе, в силу сложившихся стереотипов, не прививают привычку думать от обратного: «Чем же я привлек такую реакцию окружения?». В школе нет такого направления этических норм поведения, которое бы породило такие формы восприятия окружающего мира. Проблема понимания этих тонких вещей в том, что мир сложен, Бог невидим материальными глазами, а сознание большинства людей духовно не развито. Комар кусает меня в ногу и получает от меня сверху свое наказание, но не видит связи этих событий, он даже возмущен тем, что его трапеза так грубо прервана. Он не видит связи между моей рукой и ногой, а моя кровь для него — просто пища. Однако я осознаю себя полным целым, т.к. по разным частям моего тела распространяется единое сознание души. Но сознание комара слишком узко, чтобы сознавать единую картину реальности. Поэтому он не связывает свое нападение с моей реакцией. Так же и люди, не понимая, что земля — это живой организм, выкачивают из нее нефть, вырубают леса, безжалостно разрушают и загрязняют окружающую среду и сами потом проваливаются в подземные пустоты при землетрясениях, страдают от природных катаклизмов. При этом с большим трудом они осознают связь этих событий и не очень понимают, что земля так выражает свое неудовольствие, хотя на уровне речи люди называют землю и природу матерью.
Как действует механизм кармы? В древних писаниях сказано, что желание исходит из души, потом попадает в тонкое тело (эго, ум, разум), там оно осмысливается, затем следует волевой импульс и теперь желание души, оформленное в конкретный материальный план, проявляется через внешнее усилие физического тела. Как только внешнее действие совершено — посажено семя кармы. Оно хранится в тонком теле и ждет своего срока. Иногда реакция приходит мгновенно (например, если мы взялись за оголенный провод). А иногда требуется время, чтобы семя кармы проросло. Мы можем посадить что-то весной, а урожай снять только осенью. Каждое мгновенье мы переживаем последствия прошлой деятельности и совершаем действия, которые принесут плоды в будущем.
Карма проходит через разные фазы созревания. Проявленная карма — наше нынешнее тело со всеми его достоинствами и недостатками. Не проявленная еще карма в форме семян хранится в нашем тонком теле и ждет своего времени. Проявленную карму изменить практически нельзя и ее приходится просто терпеть, делая соответствующие выводы на будущее. При рождении уже определена продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образованности, семейное и финансовое положение. Это то, что мы уже предопределили своей деятельностью в прошлом воплощении, и эти вещи просто будут проявляться в нынешней жизни в свой срок. А вот непроросшие семена кармы при желании можно уничтожить. Если обычные семена подвергнуть термообработке, они, естественно, не прорастут. То же можно сделать и с семенами кармы, которые мы сейчас сажаем. Каким же огнем можно сжечь семена кармы? Только огонь духовного знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
Итак, все совершают какую-то деятельность. Обычно люди работают ради денег, карьеры, славы. Для кого-то труд — средство самовыражения и удовлетворения. Кто-то через работу формирует себя как личность. Кто-то по привычке просто тянет лямку. Без сомнения, работа приносит и деньги, и славу, и удовлетворение, но она приносит и карму, которую нам приходится переживать, если действие направлено на себя, а не на Бога. Если человек зарабатывает деньги неправедным путем и параллельно зарабатывает себе страшную карму, разве это успех деятельности? В идеале деятельность должна приносить душе радость и освобождение. Сейчас же, в большинстве случаев, человек сам заключает себя в рабство не до конца осмысленной деятельностью.
Деятельность идет либо в соответствии с законами природы, либо вопреки им. Грубые нарушения известны всем — убийство, кража, обман и т.д. Но есть и более тонкие нарушения, которые сейчас считаются нормой — торговля алкоголем, табаком, наркотиками и т.д. То, что ускользает из поля зрения несовершенной системы законодательства в человеческом обществе, не ускользает от внимания более тонких и высоких сил, которые являются представителями высшей власти.
Суть в том, что одно и то же действие, но в разных формах может принести проблему и избавить от нее. Подобно этому одна и та же деятельность с разными мотивами даст разные результаты. Например, если солдат убивает врага, он действует как освободитель, сражаясь за родину, и получает медаль. Но если он же в мирное время убивает кого-то по своей прихоти, то попадает за решетку. Действие (убийство) одно и то же, но эффект разный. Это значит, что определяет результат скорее мотив, нежели сам поступок. Есть также история о том, как трое человек принимали участие в строительстве храма. Их работа заключалась в том, что каждый катил тяжелую тачку с камнями. Когда им задали вопрос, чем они занимаются, первый ответил, что он просто катит тачку; второй сказал, что он зарабатывает деньги, а третий с радостью сообщил, что он строит храм. Деятельность того, кто просто катил тачку - это тупой безрадостный труд, который просто приносит усталость, а плоды этого труда пропиваются. Тот, кто катил тачку с камнями ради денег, находился на более высоком уровне, т.к. за этой деятельностью он видел плоды своего труда, на которые он имел корыстные планы. Его деятельность тоже связывает его кармой, т.к. он думает лишь об удовлетворении своих потребностей выраженных в деньгах. А тот, кто, катя такую же тяжелую тачку, понимал, что строит храм, совершал преданное служение Богу, которое не связывает его кармой, т.к. энергия его деятельности направлена на духовную цель. Следует понимать, что мы создаем карму каждый день. Все, что с нами происходит, происходит в соответствии с кармой. Карму невозможно изменить или снять. Ее нужно осознать, выявить первопричину и совершенную ошибку в действиях или в мыслях, и больше не повторить.
Елена Мэйли